Теоретический
 журнал
 в области
 философских
 наук
 АнтропоТопос
 

ISSN 2070-5875 (Print), ISSN 2070-4488 (Online)

ВЫПУСК № 2

(Июнь, 2007 г.)

Aitamurto K.
Aleksanter I Institute / University of Helsinki
Nature and religion revisited. Contemporary Paganism as a case study

In this paper I discuss some lines of development regarding the relationship between nature and modern religiosity. As a case study of contemporary nature religion I examine modern European Paganism. While ecological concerns undoubtedly are one of the crucial reasons why nature has in recent decades become such an important topic in interreligious discussions, I am suggesting that this development is also closely linked with more general sociological tendencies in modern society and religiosity. Далее...

Кузнецова Л. В.
Комсомольск-на-Амуре
Отчужденная вещь как знак

К. Маркс отмечал, что «каждую полезную вещь … можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества». Но товар его интересовал преимущественно с точки зрения количественных характеристик, поскольку именно такой анализ позволял исследовать исторические особенности общественных отношений и способа производства. Возможность же анализа товара в его качественном аспекте к. Маркс лишь наметил. Далее...

Фуртай Ф. В.
Санкт-Петербург
Образ женщины в современной массовой культуре

В философских размышлениях о современных культурных процессах стало уже общим местом констатация того факта, что большая часть повседневного бытия представляет собой так называемую «массовую культуру». Её изучение началось в XX веке в великих работах О. Шпенглера, Н. Бердяева, Т. Адорно, Э. Фромма, М. Маклюэна. К XXI столетию составился её умозрительный портрет, на котором, если и нет всех мельчайших подробностей, уже достаточно видны основные черты исторического своеобразия этой культуры. Рождённая на основе машинного производства, стандартизации и господства товарно-денежных отношений, структурирующаяся как элита, массы и маргиналы, эстетизирующая свои пространства посредством дизайна и социализирующаяся посредством брэндинга массовая культура предстаёт как новый и более высокий уровень стандартизации системы образов социальной адекватности и престижности, как новая форма инкультурации современного человека. Среди основных ценностных характеристик этой культуры присутствуют мифологический примитивизм в мировоззрении, ювенилизация и инфантилизм, гипертрофия коммуникативно-информационных потоков. Далее...

Швецов И. В.
Омск
Прием «игра как воображение» в современных рекламных коммуникациях

Пространство игры сочетает в себе две зоны: игровую и зрительскую. Соответственно игра включает две группы ролей: игроков и зрителей. В традиционном варианте пространство игры состояло из игровой зоны (например, поля, площадки, ринга и т. п.) и трибун стадиона или спортивного зала. Однако появление в нашей жизни СМИ, в частности радио, а затем телевидения качественно изменили структуру игры. Пропорции в численности игроков и зрителей стали несопоставимы. Небольшое по количеству игроков соревнование могут наблюдать сотни миллионов зрителей. Далее...

Багно И. Г.
Омск
Техника в контексте общей теории коммуникации

Теория коммуникации не могла обойти своим вниманием технику уже потому, что коммуникация, как отношение, предполагает некий набор средств, посредников или медиумов. Сразу же оговоримся, общая модель коммуникации, построенная К. Шенноном и У. Уивером, охватывает самые различные информационные устройства, начиная от чисто технических средств и заканчивая животными. Далее...

Бахтизина Д. И.
Сибай
Творческий кризис в жизни художника как философская проблема

Человек живет в наполненном смыслами семиотическом пространстве, понять и актуализировать которое он стремится постоянно. Свидетельство тому – вся история человеческой культуры, которую Э. Левинас определяет как «смысл, приходящий к бытию». Насыщение бытия смыслом составляет суть творческой деятельности. Создавая произведение, художник постоянно моделирует мироздание во всей его сложности и многообразии, мощью своего таланта раскрывая тайны бытия. Процесс творения позволяет автору ощутить само течение жизни, создать в произведении особую неповторимую динамику времени, аналогичную ритму бытия. Далее...

Мусинова Н. Е.
Кострома
Человек творящий на рубеже XIX–XX веков: проблема поиска художественной формы

Во всём мире, особенно в России, на рубеже  XIX – XX веков происходит переоценка ценностей во всех сферах человеческой деятельности. Это во многом связано с мировоззренческим кризисом, который охватил культуру. Причина кризиса – исчерпанность веры в гармоничное бытие человека. Ощущение могущества Ego остаётся, но Ego художника иначе смотрит на мир, как на самодостаточно бытийствующий, обладающий тем, что греки называли алетейей. Поэтому художник ищет новые художественные формы вне проблемы самотождественности изображаемого и реального. Далее...

Чащегорова Н. А.
Екатеринбург
Интуиция как способ миропостижения

31 августа 2004 года около станции метро «Рижская» в Москве произошел мощный взрыв. Первоначально считалось, что взорвались две машины, однако, потом выяснилось, что взрыв совершила террористка-смертница. В результате взрыва 10 человек погибли и 51 пострадал, получив ранения различной степени тяжести. Среди пострадавших были и дети, которые в последний день каникул пришли вместе с родителями сделать покупки к новому учебному году в универмаг «Крестовский», расположенный недалеко от входа в метро. Далее...

Зенец Н. Г., Мироненко Т. В.
Омск
Маска как способ репрезентации философии в пространстве культуры

В 1956 году была опубликована статья одного из самых авторитетных философов ХХ столетия М. Хайдеггера «Was ist das – die Philosphie?»К этому времени уже увидел свет фундаментальный труд мыслителя «Бытие и время», о котором В. В. Бибихин скажет, как о «большом взрыве», как о «точке и событии» рождения нового типа философствования в пространстве философской мысли. Что же заставило философа, давшего жизнь новому типу философствования, задаться вопросом о философии? Почему, по его собственному признанию французскому журналу L’Exress, он пытался в продолжении всей своей жизни понять, что такое философия? Далее...

Кребель И. А.
Омск
Язык «живой архаики» в философии Серебряного века

В современном срезе культуры наиболее ярко заявляет себя необходимость переосмысления отечественного наследия мысли. Множество работ, посвященных этой тематике, заостряет социальный круг проблем, показывает влияние национальной мысли на смену ценностных приоритетов, на сам способ философствования. Так, Н. С. Мотрошилова усматривает основной итог актуализации отечественного наследия в том, что «стали понемногу восстанавливаться философские традиции русской культуры, философия России теперь включена в контекст современного духовного обновления нашего народа». Далее...

Черникова В. Е.
Ставрополь
Философская культура: к вопросу об интерпретации понятия

В условиях современного информационного общества положение философии весьма неопределенно. Философия – способ мышления узкого круга интеллигентов. Для большинства людей, получивших высшее образование, философия ограничивается рамками учебного предмета, которому трудно найти практическое применение. С другой стороны, само слово «философия» проявляет себя в неожиданных ситуациях. Например, в рекламных целях говорится о «философии ароматов» или «философии дизайна товаров» и др. Далее...

Ерохина Е. А.
Новосибирск
Метафизика и диалектика в цивилизационных исследованиях (на примере использования концептов «Восток» и «Запад»)

Цивилизационная компаративистика является сегодня одной из наиболее динамично развивающихся отраслей научного знания. Долгое время цивилизационный подход рассматривался как альтернативный универсализму в философии истории и культуры: столь различен был их взгляд на характер социокультурной динамики, которую один подход предлагал рассматривать как циклический процесс, а другой – как линейный. Далее...

Щёголева А. В.
Нижний Новгород
Особенности механизма взаимодействия культур в городском пространстве

Межкультурные взаимодействия в пространстве современного города не могут происходить иначе, чем через взаимодействия индивидуальных мировоззрений. Важнейшей проблемой при анализе межкультурного взаимодействия является раскрытие механизма взаимодействий. Далее...

Першин Ю. Ю.
Омск
Археология религии: поиск первичных принципов

Когда мы говорим о таких плачевных плодах нашей цивилизации, как кризисы и проблемы, особо обострившиеся к концу ХХ века – экологические, социальные, политические, геополитические, религиозные и пр., нам следует, наконец, задать себе вопрос: если «дерево познается по плоду » (Мф. 12, 33), то каково же дерево цивилизации, что приносит такие плоды. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7, 17–18). Тогда не ошиблось ли когда-то человечество, выбирая саженец цивилизации и взращивая его? Далее...