Теоретический
 журнал
 в области
 философских
 наук
 АнтропоТопос
 

ISSN 2070-5875 (Print), ISSN 2070-4488 (Online)

ВЫПУСК № 1 (4)

(Февраль, 2008 г.) Материалы выпуска в представлены в сборнике работ:

Социально-экономические системы: современное видение и подходы: материалы III международной научно-практической конференции 8 февраля 2008 г. – Омск: СИБИТ, 2008. – 440 с.
ISBN 978-5-98867-019-3

Бондаренко И. А., доктор филос. наук
Омск
Философия как средство «второго рождения» человека

Если позволить себе догматическое утверждение, то можно заявить следующее: философия не является знанием и ее нельзя ввести определением (чаще всего определения лишь запутывают), но она является некой процедурой, смысл которой связан с каждым человеком, в ком просыпается достоинство существования, когда вдруг мир становится, с одной стороны, не сам собой разумеющийся, а с другой, человек испытывает ясное сознание того, что мир его не принимает (не принимает в метафизическом смысле: казалось бы, любые человеческие проявления уже были в мире и что может добавить моя любовь или мое размышление). Далее...

Браташ Е. В.
Омск
Культ как архаическая форма жизнеустройства

Кризисное состояние культуры в современном обществе характеризуется подменой культурно-нравственных ценностей. Восстановление гармоничного соотношения состояния культуры и культурно-нравственных ценностей приобретает несомненную актуальность. Поэтому речь необходимо вести о том, что составляет основу жизнеустройства и как закрепляются первичные смыслы культурных ценностей в сознании. Далее...

Гидлевский А. В., доктор филос. наук
Омск
Сущность альтруизма или критический анализ критического анализа

Под критическим углом зрения рассматриваются основные положения работы Р.С. Карпинской и С.А. Никольского «Социобиология: Критический анализ». Анализируется взаимосвязь между альтруизмом и эгоизмом, эгоизмом и агрессией, альтруизмом и родственным отбором.
The author studies the main propositions in the paper "Social biology: critical analysis" by R.S. Karpinskaya and S.A. Nikolsky under the critical angle of viewing. He analyses the interrelation between egoism and altruism, egoism and agression, altruism and kindred selection. Далее...

Кребель, И. А., канд. филос. наук,
Першин Ю. Ю., канд. филос. наук
Омск
Мысль и рациональность: ритуальное единство действия

Следует начать с того, что ритуал есть практика и опыт; ритуал сознательно переводит в онтологический регистр практикующего человека, который затем мифологически передает опыт и, по-видимому, именно этот опыт важен для освоения мира предметного, эмпирического. И только потом, как мы полагаем, происходит приведение этого опыта в формально-логический порядок и этим опытом доопределяется мир. Далее...

Кребель, И. А., канд. филос. наук,
Першин Ю. Ю., канд. филос. наук
Омск
Онтология мысли как пойэтика

Для сегодняшнего дня альтернатива логического дискурса наиболее значима, поскольку она задает особый регистр мысли, эксплицирует архаические основы рациональности, причем в конкретно определенной этнической среде (в данном случае – в среде славянских традиций). Далее...

Лобова Т. Г., канд. филос. наук
Омск
Социальная реальность и мифологема братства: взаимосвязь и соотношение

Мифологема братства является не столько идеалом общественного устройства, сколько указывает на глубинность и фундаментальность «социальной ориентированности» человека. Социальная реальность в этом случае может быть определена как «универсальная среда существования человека», пребывание в которой связано с тем, насколько человек «включен» в мироздание, укоренен в нем. Далее...

Мисюров Н. Н., доктор филос. наук
Омск
Национальный миф как романтический элемент немецкой ментальности

Менталитет – система образов, лежащих в основе представлений о мире. Динамика бытия и сознание социума, структура и исторический опыт этноса, характер и функции общественных институтов всецело определены его содержанием, эксплицированным в самых разнообразных скрытых и явных формах. Образ мышления и миросозерцания влияют на хозяйственную модель (экономику), на политическое образование (государство), на нравственное и религиозное состояние (культуру и этику). Далее...

Oболевич Т. C., доктор философии
Краков (Польша)
Вокруг «дела Галилея». Заметки o методологии

«Дело Галилея» – история отношения католической церкови к теории пизанского ученого – имело несколько «актов». Наиболее драматическим моментом являлось осуждение учения Галилея в 1616 г. Очередной «акт», вернее, эпилог процесса Галилея происходил в 70–90-х годах прошлого века, когда благодаря стараниям папы римского Иоанна Павла II велось многогранное исследование (в весьма широком контексте: историческом, научном, философском и богословском) и обсуждение вердикта, изданного в XVII веке, и реабилитации автора «Диалога o двух основных системах мира». Далее...

Северьянов А. Н.
Волгоград
Мифорелигиозная «технэ» в метадействии античной войны

В современной России, испытывающей огромные трудности с построением органично структурированного гражданского общества, особенно актуальным становится осмысление естественного инструментария самоорганизации и структуризации человеческих обществ. Среди таких связывающих общество социально-культурных инструментальностей существенное значение, причём, по-видимому, на протяжении всей истории вида «человек разумный», сохраняет религия. Далее...

Фуртай Ф. В., канд. искусствоведения
С.-Петербург
Культура «is out of joint»: религиозные основания массовой культуры

Мир в начале третьего тысячелетия представляет собой не столько систему  национальных государств, сколько сосуществование различных культур, одним из источников которых являются религиозные системы. Ядром любой религиозной системы является понятие абсолюта, бога, которое являет собой совершенный источник любого бытия. На основании  представлений о верховном бытийственном принципе формируется весь комплекс образа жизни любой культуры. Религия (от лат. re-legere – восстановление связи, связывать) представляла то необходимое основание культуры, в рамках которого строились отношения человека со всем трансцендентным миром. Далее...