Теоретический
 журнал
 в области
 философских
 наук
 АнтропоТопос
 

ISSN 2070-5875 (Print), ISSN 2070-4488 (Online)

ВЫПУСК № 1

(Апрель, 2007 г.)

Гаврилов Д.А.
Москва
Введение в сравнительную мифологию.
Особенности традиционной (языческой) культуры

Субъективизм. Рассматривая вопросы, связанные с традиционной культурой индоевропейцев, которая может быть также названа, по большому счёту, язычеством, необходимо помнить, что господствующий ныне объективный подход в науке не учитывает ряд важных обстоятельств. Главный из них – мир культуры и информации субъективен, т. е. не последнюю роль в нём играют такие понятия, как вера и доверие, более подходящие для сферы религиозной. Далее...

Першин Ю.Ю.
Омск
Археология религии: со-бытие рациональностей

Социальная динамика современности показывает, что проблема взаимоотношения и соотношения религии, науки и культуры, религиозной веры и рациональности не только претендует на одно из центральных мест в философском дискурсе, но и реально выделяется своей актуальностью. Принято считать, что религиозная вера, по крайней мере, в христианском ее понимании не является ни одним из многочисленных типов и видов рациональности. Далее...

Шиженский Р.В.
Н. Новгород
Асгард и Етунхейм: миры-"близнецы" скандинавской мифологии

Несмотря на возродившийся в последнее время интерес к скандинавской мифологии и, как следствие, издание источников, появление монографий и статей, многие вопросы остаются нерешенными и заслуживают детального изучения. Целью данной статьи является попытка выявления наличия «религиозной конкуренции» у признанных богов скандинавов – асов – по средством сравнительного анализа основных характеристик Асгарда (мира богов) и Етунхейма (мира великанов-турсов). Далее...

Aitamurto K.
Aleksanter I Institute / University of Helsinki
Neoyazychestvo or Rodnoverie? Reflection, Ethics and the Ideal of Religious Tolerance in the Study of Religion

Rodnoverie is the name that modern adherents of pre-Christian Slavic spirituality use for their religion. However, among Russian scholars the term used is «neoyazychestvo» (Neopaganism). Rodnoverie does indeed belong to a larger group of religions called Paganisms in international research, and the word «neoyazychestvo» may seem more informative than the less well known «Rodnoverie». Nevertheless, there are solid grounds for preferring believers’ own terminology in scholarly study. Далее...

Кребель И. А.
Омск
Дологические структуры мира: сознание как живое поле бытия мысли

Проблемное поле современной философии, как отечественной, так и западной, задающее онтологическую размерность реальности, на наш взгляд, заключается все в том же вопросе, который был определен и поставлен еще в начале ХХ столетия работами А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, феноменологии (в различных вариантах ее развития, от Э. Гуссерля, М. Шелера, Н. Гартмана до специфики видения способов понимания в работах позднего М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера), экзистенциализма, герменевтики, опытов наблюдения и воспоминания В. Беньямина. Далее...

Георгис Д.
Москва
О языке и культуре (по следам работы Н. Винника «Культура и носорог»)

«Носорог сильнее разума» – прекрасная метафора, которую выразил Сальвадор Дали, сегодня заслуживает несколько иной интерпретации. Можем ли мы сейчас ассоциировать исчезающих с лика Земли носорогов, почти полностью истребленных «разумным» человеком, с той тупой, звериной мощью, которую обрушивает в своей картине Дали на голову Вольтера. В наше время художнику следовало бы обрушить огромную, вознесенную на пьедестал чугунную и полую внутри (чтобы хорошо звенела) голову Вольтера, выражающую идеалы Просвещения и мощь современного «разумного» человека, на хрупкую, стеклянную статуэтку носорога. Далее...

Загурская Н.В.
Харьков
Постглобалист: постчеловек в ситуации после постмодерна

Общим местом для описания социальных аспектов ситуации постмодерна является указание на состояние атомизации общества, социальной апатии и аномии, усталости и растерянности. Обозначившись в конце 60-х гг. Мощным зарядом радиальных социальных движений, ситуация постмодерна распыляет и рассеивает этот заряд, обуславливая осознание падения всего спектра – от ультраправых до «инфралевых» – великих идеологий и социальных метанарративов. И хотя теоретики и практики постмодерна являются в большинстве случаев «инфралевыми», они же, как м. Фуко, убедительно демонстрируют, что микрофизика власти обладает не менее выраженным репрессивным потенциалом, чем ее макрофизика. Далее...